логотипГосударственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения

"Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО г. Североморск"

Золотые руки

Мы завершаем публикацию материалов, посвященных 15-ти ветеранам труда, проживающим в стационарном отделении квартирного типа Комплексного центра социального обслуживания населения ЗАТО Североморск. На протяжении полугода на страницах газеты мы чествовали тех, кто не одно десятилетние отдал работе за полярным кругом, кто своим трудом помог восстановиться Мурманской области в послевоенное время, заложил фундамент сегодняшнего благосостояния нашего края. Так же цикл публикаций выходил в поддержку предложения директора КЦСОН ЗАТО Североморск Владимира Бирюкова ввести в календарь праздников на региональном и федеральном уровне День ветерана труда. Поддержали это начинание глава ЗАТО Североморск Олег Прасов, депутат Мурманской облдумы Юрий Шадрин, председатель Совета депутатов Евгений Алексеев.

Финальная публикация о скромных работниках настоящего ручного труда – тех, чья ежедневная работа помогает сделать дома и улицы чище и комфортней, а работу целого аэропорта бесперебойной и безопасной.

Созидательный труд

 Панюшева Мария Васильевна
Мария Васильевна Панюшева

Мария Васильевна Панюшева родилась в 1941 году в селе Васильевка Нижегородской области. Она была седьмым ребенком в большой дружной семье, которой бы жить, да радоваться, но война оборвала жизнь главы семейства – отца погиб на фронте. На плечи матери легла забота о всей семье.

- Мы бы не выжили, если бы не соседи. Люди в войну и послевоенное время, объединенные одним горем, как бы сплотились, держались друг за дружку, помогали, - вспоминает своё детство Мария Васильевна. – Закончила в 1958 году школу 10-летку, училась хорошо, мне всё нравилось – тетрадки, учебники, карандаши, стройные ряды парт, солнечный свет в окнах кабинета. Особенно любила литературу – много читала, а сколько я стихов наизусть заучила! После школы по совету учителей, которые видели, как мне нравилось сажать цветы, деревья, овощи, ухаживать за ними, поступила в сельскохозяйственный техникум, здесь же рядом с родным селом.

Но применить свои аграрные знания пришлось уже на Севере, наша героиня вышла замуж и приехала в Североморск. Ехать на край земли ей было не страшно, у неё был любимый человек и профессия в руках, - чего бояться?

- Дали однокомнатную квартиру на ул.Полярной,2, я там взялась наводить чистоту и порядок, обустраивать палисаднички и перед подъездом, и за домом, - рассказывает Мария Васильевна. – Да и на работе, я устроилась в домоуправление, занималась тем же.

В 1960-1980-е годы не было разделения на управляющие компании и муниципальных подрядчиков, всё делали работники одной городской службы, разделенной на участки - ЖЭКи - жилищно-эксплуатационные конторы. Работники ЖЭКа  занимались мытьем подъездов, уборкой мусора, благоустройством территории двора, тротуаров, проездов, зеленых зон вдоль дороги. Сами жилые дома тоже обслуживались слесарями, плотниками, электриками, малярами.

- Мне очень нравилось сажать деревья, кустарники, цветы, создавать целые клумбы, - продолжает Мария Васильевна. - У себя вокруг дома всё засадила цветами, потом на своём рабочем участке старалась где ограду у палисадника подправить, где ветку сломанную подвязать, грунта подсыпать, чтобы зеленее трава взошла. Так вот нашла применение своему увлечению - что-нибудь выращивать, украшать. Хорошо, когда человек занимается тем, к чему у него душа лежит, - и у него жизнь благополучно складывается, и вокруг людям одно удовольствие.

Мастер на все руки

 Малахова Елена Сергеевна
 Малахова Елена Сергеевна

Бывает, что человек всю жизнь на одном месте работает, а бывает, что его умения и навыки находят применение в разных сферах деятельности. Так случилось и с нашей следующей героиней – Еленой Сергеевной Малаховой, которая в свой 45-летний трудовой стаж сумела вложить и бухгалтерскую работу, и ремонт квартир, и охрану производства, и работу в магазине. 

Родилась она 1948 году в городе Серове Свердловской области. В 1953 году за отцом офицером семья перебралась в посёлок Лодейное, недалеко от Териберки. Девушка закончила там 10 классов школы. Затем был переезд в Ретинское, а затем на Абрам мыс.

- Я вышла замуж, но не стала оставлять мыслей по поводу получения профобразования, все-таки нужна человеку профессия обязательно, - рассказывает Елена Сергеевна. - Отучилась в кооперативном техникуме на бухгалтера. Устроилась в ремонтно-строительное управление бытового обслуживания бухгалтером. Мы занимались ремонтом квартир в Октябрьском округе Мурманска. Раньше что бы отремонтировать квартиру, надо было в очереди отстоять и не один месяц, а то и больше. Судите сами, в день наше управление принимало в среднем 10 заявок на ремонт жилплощади, в месяц это более двухсот заявок, а там были и ремонты трех-четырехкомнатных "сталинок". Это центральный район Мурманска, с домами на главных проспектах и улицах города, некоторые из которых застраивались еще до войны. Отработав два года бухгалтером, перешла на рабочую ставку - сначала приемщицей, потом техником. Любой ремонт начинался с моего визита к заказчику. Я обследовала квартиру, смотрела, какой ремонт необходим, составляла смету, выписывала квитанцию. Конечно, в 70-80-х годах таких шикарных ремонтов как сейчас не делали, но за жилплощадью следили, благо стоимость ремонта была подъемной. В среднем "двушку" можно было отремонтировать за 120 рублей. Для сравнения, моя зарплата техника тогда было в районе 140-150 рублей. То есть бытовые конторы помогали жильцам за бюджетные деньги сделать ремонт, причём качественный, оформленный по всем правилам, с актом приема-передачи.

А потом Елена Сергеевна круто решила изменить свою жизнь и устроилась в военизированную охрану 35-го судоремонтного завода, где проработала 18 лет.

- Научилась всему - стрелять из пистолета, разбирать, собирать, чистить оружие, быстро бегать и не бояться, - продолжает Елена Сергеевна. - Для меня самым сложным было время, когда меня поставили старшим стрелком. Смены были и суточные и 12-часовые, в мои обязанности входил обход всех цехов, доков, причальных сооружений, всего внутреннего заводского периметра с проверкой всех постов. На один обход огромного завода уходило 3-4 часа. И не зря обходила, был у меня случай, когда я задержала нарушителей, которые украли из цеха документы, получку и ... 20-литровую канистру спирта. Этот спирт их и погубил, может если бы они не вцепились в эту канистру, то убежали бы от меня. Пришлось мне стрелять, сначала в воздух, потом по ногам. Благодарность мне при общем построении вручили, а их посадили.

С годами такая опасная работа стала не по силам. Елена Сергеевна хотела перейти мастером в Мурманское дорожное управление, но, к сожалению, случилось несчастье - мужа частично парализовало, потом были инфаркт и инсульт, и, ухаживая за ним, у неё уже не оставалось времени на работу мастером, пошла в уборщицы. В 1998 году Елена Сергеевна вышла на пенсию, но продолжала работать до 2014 года  в магазине.

- Ребятам-выпускникам 9 и 11 классов советую освоить профессию, да не одну, чтобы быть самостоятельными, свободным в выборе места работы, готовыми поддержать своих родных, если с ними случится беда, - отмечает Елена Сергеевна. -  Не уставайте учиться, и речь идет не только о техникумах и вузах, учитесь у старших коллег, перенимайте опыт, будьте любопытны в труде.

Универсальный шофёр

 Бережной Василий Маркович
 Бережной Василий Маркович 

Василий Маркович Бережной 10 марта отметил свой 95-летний юбилей. Не смотря на годы, он сохранил здоровье, жизненный оптимизм, ясный ум и с удовольствием рассказал свою трудовую биографию.

Родился Василий Маркович в 1929 году в селе Губаровка Богодуховского района Харьковской области, здесь же закончил 7 классов.

- Как-то в газете прочитал про Харьковский тракторный завод, а меня с детства механизмы всякие привлекали, шестеренки, узлы, поршни, цилиндры, шатуны, коленчатые валы, прямо страсть как всё это любил, - вспоминает Василий Маркович. -  До Харькова было недалеко, поехал, поступил на этом же заводе на ФЗО - фабрично-заводское обучение, выучился на токаря и фрезеровщика. А еще параллельно в ДОСААФе изучал авиамеханическое дело, самолеты с поршневыми двигателями, легкомоторную авиацию. Может это и определило, что не тракторами в будущем занимался, а самолетами и всей транспортной техникой, необходимой для их обслуживания.

Когда подошёл возраст срочной службы, юношу призвали в военкомат и вручили направление в Саратов в военное учебное заведение, а оттуда - в Мурмаши на военный аэродром, где он прослужил 6 лет.

- Поначалу обслуживал самолёт командира отделения, а потом мне доверили самолёт командира дивизии - Ил-10 М, - рассказывает Василий Маркович. - Замечательный был самолёт, изучил его вдоль и поперёк, он мог садиться и взлетать вслепую, в любое время суток и при любой погоде и видимости, мог осуществлять жесткую посадку на шасси, и мягкую посадку на брюхо.

После армии остался в Мурмашах уже в гражданской авиации, работал в структуре Ленинградского управления гражданской авиации. К 1980-му году Василий Маркович умел управлять более чем двадцатью средствами механизации и автотранспорта, задействованных в аэропорту, на летном поле и при обслуживании воздушных судов. Среди них ВМ-63 (ветровая машина) и ТМ-59 (тепловая машина), позволяющие топить снег, удалять наледь и сушить поверхность взлётно-посадочной полосы. В заполярных условиях, такие машины использовались почти перед каждым рейсом, как и аэродромные уборочные машины. Умел наш герой управляться с топливозаправщиками, аэродромными электрогенераторами на шасси, самоходными площадками для технического обслуживания на высоте (для ремонта рулевого управления или хвостового оперения), грузоподъемной, буксировочной и противооблединительной техникой. Работал на рейсовых автобусах, возивших пассажиров от Мурманска в аэропорт и обратно.

- Поработал немного в Килпъявре на военном аэродроме, где тоже реактивными соплами топили и сушили взлетную полосу, и тоже возил пассажиров на рейс, - продолжает Василий Маркович. – Потом вернулся в мурманский аэропорт. Спасибо начальству, доверили мне огромный аэродромный пожарный автомобиль, таких чудо-машин в 90-х в области было всего две – и обе в аэропорту. Круглосуточно дежурили у взлетно-посадочной полосы, всегда в полной готовности.

В 1990 году Василий Маркович вышел на пенсию, но продолжил работать, и снова рядом с авиацией - устроился в Мурманский авиационно-спортивный клубе РОСТО (ДОСААФ), где до 1999 года был командиром подразделения охраны аэродрома.

С высоты своего почти полувекового трудового стажа и 95-летнего возраста Василий Маркович советует молодым не бояться трудностей ни в учёбе, ни в работе, и ценить труд любой квалификации.

- Можно пройти по низам, но быть причастным к большому, важному делу, - говорит ветеран труда РФ. - Ни один самолёт не взлетит только потому, что лётчик за штурвалом, за каждым взлётом и посадкой стоит работа большой команды - конструкторов, техников, заправщиков, диспетчеров, рабочих, водителей, ремонтников. И так в любой профессии. 

Наталья СТОЛЯРОВА.

Фото из альбома КЦСОН.

 

Источник: https://s-vesti.ru/getfile.php?fileid=4678

Количество свободных мест

Часто задаваемые вопросы

Независимая оценка качества условий оказания услуг

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru и получайте госуслуги без очередей и сложностей

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Национальные проекты России

План преодоления последствий эпидемии коронавируса в РФ

Государственная программа Доступная среда

Предоставление социальных услуг бесплатно

Бесплатная юридическая помощь отдельным категориям граждан

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Памятки ГО и ЧС

Мы в социальных сетях

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

МЕНЮ