Продолжаем публикацию материалов, посвящённых североморцам ветеранам труда, проживающим в стационарном отделении квартирного типа Комплексного центра социального обслуживания населения ЗАТО Североморск.
В День защитника Отечества речь пойдёт о ветеранах военной службы, чья жизнь и карьера более четверти века были посвящены Вооружённым Силам СССР и России, и почти половина этой службы прошла в Мурманской области и Североморске.
Оркестр на службе
Яков Леонидович Михайличенко родился в 1939 году в городе Енакиево Сталинской области (с 1961 года — Донецкая область). После окончания школы-семилетки в 1954 году поступил в музыкальное училище Ворошиловграда (с 1958 года — Луганск). Отучился 4 года, получив специальность «трубач». Играл на корнете — медном духовом музыкальном инструменте, его «голос» — самый высокий в оркестре.
Юноша задавался вопросом, как совместить любовь к музыке и военную службу, интерес к которой в послевоенные годы питали многие мальчишки? Была мечта дальше учиться в единственном в СССР Московском институте военных дирижёров, но не сложилось. Призвался в армию на срочную службу, тогда она была трехгодичная, в Винницкую область.
— Служил трубачом в военном оркестре части, и хоть основной моей деятельностью было музыкальное сопровождение на парадах, маршах, встречах, концертах, полевых выходах, побудках, выездах на мероприятия в другие воинские части, я сдавал те же физкультурные нормативы, что и все военнослужащие, учил Устав, тактико-технические характеристики вооружения и техники, совершенствовал строевую подготовку и стрельбу из разных видов оружия, — рассказывает Яков Леонидович. — Командир нам говорил, что мы способствуем духовному и культурному развитию военнослужащих, поднимаем воинский дух. Я и сам замечал, как преображается строй на марше, когда раздаются первые звуки труб или дробь барабана. Осваивали мы и оркестровое дефиле. Маршировать и перестраиваться, не сбиваясь с такта, не нарушая темпа — это сложно. А ещё в голове нужно удерживать десятки строевых произведений, ведь всё исполняется наизусть, никаких пюпитров с нотами перед глазами нет.
В 1972 году Яков Леонидович приехал в Североморск. На ул. Северная Застава за нынешним СК «Олимпийский» в деревянном здании базировался штабной духовой оркестр. На оркестр в 30 человек было 5–6 должностей солистов. Михайличенко — трубач солист 6 разряда в звании главного корабельного старшины — прослужил в оркестре до пенсии.
— Приходил на службу с утра, репетиции весь день, если нет выступлений. Играли на всех праздниках: и военных, и гражданских, выстраивались напротив музея на ул. Сафонова, встречали и провожали корабли, — вспоминает наш герой.
В этом году 24 января Яков Леонидович отметил свой 85‑й день рождения, его поздравляли родные и весь коллектив Комплексного центра социального обслуживания населения, где юбиляр проживает уже не первый год.
Комолов Виктор Серафимович
Наш следующий герой — Сергей Борисович Гершевич, о нём корреспонденту «СВ» рассказал его сын Борис Сергеевич:
— Отец родился в Ташкенте в 1961 году, здесь же окончил школу. Интерес к персонажам приключенческой литературы — гусарам, мушкетёрам, гардемаринам, а ещё увлечение в школьные годы черчением, моделированием послужило толчком к профессии, ставшей любимой на всю жизнь. После окончания 11 классов он поступил в Ленинградское высшее военно-топографическое командное Краснознамённое ордена Красной Звезды училище им. генерала армии А. И. Антонова, отучился 5 лет на факультете геодезии, где готовили геодезистов и штурманов лётной техники.
По окончании училища лейтенанта Гершевича направили служить в Казахскую АССР в город Чимкент. Южный Казахстан с засушливым климатом, песками, скудной растительностью добавлял трудностей первым годам армейской службы, но не отвратил от неё.
— Отец был штурманом вертолёта Ми‑8, сегодня в эксплуатации уже его усовершенствованная модель Ми‑28. В его обязанности входило составление лётного маршрута от момента отрыва от земли до момента приземления, постполётный разбор, — продолжает Борис Сергеевич. — Скорость, высота, дальность, курс, манёвры в воздухе, — всё это он должен был просчитать наперёд, учитывая вес машины и груза, местность, погодные условия. Отец в теории как будто совершал этот полёт, а потом на практике следил за тем, чтобы вертолёт не отклонился от курса, ведь от этого зависели и выполнение задачи, и жизни членов экипажа.
Отдельной вехой в службе Сергея Борисовича стало его участие в Афганской войне 1979–1989 годов. Вертолёты Ми‑8 составляли большую часть винтокрылых машин, задействованных в боевых действиях. Штурм позиций и колонн противника, поддержка своих наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка местности, — и всё это под прицелом врага. В составе авиазвена Ми‑8 поднимались с аэродромов в Казахстане и направлялись в Афганистан, задача — ликвидировать живую силу и технику караванов, перевозящих оружие и наркотики. Это были настоящие восточные караваны, только верблюды и ослы были нагружены далеко не коврами и сокровищами.
— Отец рассказывал случай, произошедший в 1985 году. На одном из заданий они летели низко — порядка 60–100 метров над землёй, чтобы их не засекла радиолокационная аппаратура моджахедов, — рассказывает Борис Сергеевич. — Но к сожалению, их обнаружили и ударили ракетой «Стингер», попали в хвост вертолёта. Машину повело, закрутило, они упали в пески. Небольшая высота спасла им жизни, командир экипажа получил ранение. Хорошо, радиостанция не была повреждена — лётчики вышли на связь, сообщили свои координаты и их эвакуировали.
В последующем Сергей Борисович всегда отмечал День воина-интернационалиста, созваниваясь, встречаясь с сослуживцами, те далекие военные дни навсегда связали их крепкой дружбой.
Мирная служба продолжилась в городе Каунасе Литовской АССР, куда старшего лейтенанта Гершевича перевели в 1986 году. Прошло ещё два года и новый перевод — в Дрезден в группу советских войск в Германии (ГСВГ).
— Потом был ещё один переезд — в Лейпциг, а в 1994 году мы вернулись на Родину — отца перевели в Мурманскую область в посёлок Алакуртти, где располагался вертолётный полк, — вспоминает Борис Сергеевич. — А потом в Кандалакшу, где в начале 2000‑х создавались новые войска — беспилотная авиация. Поскольку отец был технически отлично подкован, имел опыт и весомый стаж службы, ему предложили перейти в эту часть. Его задача была рассчитать маршрут беспилотника от взлёта до посадки — то, чем он и занимался всю жизнь, только с пилотируемыми машинами. Тогда беспилотники летали только в один конец, назад не возвращались, отрабатывали фото- и видеосъёмку и на парашюте опускались на землю. По сути, он стоял у истоков российской беспилотной авиации, которая сегодня, спустя почти четверть века, активно используется в гражданских, научных и военных целях.
После выхода на пенсию Сергей Борисович не смог сидеть без дела, устроился в военизированную охрану. Но возраст всё чаще напоминал о себе, и на семейном совете решено было привезти его в Североморский КЦСОН. Здесь он вернулся к своему увлечению — моделированию, играл на гитаре, попутно освоил компьютер. К сожалению, в конце прошлого года Сергея Борисовича не стало.
— Я благодарен своему отцу за всё — своё детство, интересную кочевую юность и молодость, за воспитание и культуру общения, за привычку быть аккуратным, ответственным, трудолюбивым в любом деле, — завершает наш разговор Борис Сергеевич. — Пример отца помог мне выбрать профессию — я тоже служу Родине. Думаю, что молодым людям, стоящим сегодня перед выбором жизненного пути, стоит присмотреться к военной службе. Это путь смелых, мужественных людей, любящих свою страну, умеющих за неё постоять.